OFFERING COMPREHENSIVE SOLUTIONS

  • +7 (495) 602 06 11
  • задать вопрос

"Нужна эффективная федеральная программа возрождения авиастроения"

"Нужна эффективная федеральная программа возрождения авиастроения" С 4 по 6 апреля 2018 г. в Москве пройдет III Международный форум двигателестроения (МФД-2018). Этот салон, который традиционно проводится раз в два года, является площадкой, где демонстрируются самые передовые достижения двигателестроительной отрасли. В рамках форума также состоится Научно-технический конгресс по двигателестроению (НТКД-2018). О самом мероприятии и о новейших разработках, которые будут на нем представлены, АТО.ru рассказал президент Международной ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) Виктор Чуйко.

- Виктор Михайлович, чем МДФ-2018 будет отличаться от предыдущего форума?

- Во-первых, 26 сентября Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) и АССАД подписали совместное соглашение о взаимодействии при подготовке и проведении МФД-2018 в апреле следующего года. То есть если раньше проведение форума было нашей инициативой и мы привлекали ОДК, то сегодня корпорация выступает генеральным спонсором данного мероприятия. Второе отличие: форум будет посвящен 10-летию деятельности ОДК. Как раз в апреле, буквально после окончания форума, исполнится 10 лет со дня начала работы ОДК. И третье отличие: мы впервые соберемся на форуме, чтобы показать те достижения и крупные работы, которые были проведены в рамках ОДК за 10 лет.

- Известно ли уже, что будет представлено в экспозиционной части форума?

- Прежде всего на МДФ-2018 будут представлены перспективный двигатель ПД-14, который сейчас разрабатывается на базе единого газогенератора, и фрагменты работы по созданию двигателя сверхбольшой тяги на 30–40 т ПД-35. Будет показан двигатель ПС-90, который сейчас эксплуатируется на Ил-96-300, Ил-96-400, на Ил-76 в разных модификациях, на Ту-204 и Ту-214. За эти годы он превзошел международные нормативные уровни по показателям надежности эксплуатации и безопасности полетов. Далее, уже в значительной мере разработан проект двигателя ПД-12В для тяжелых вертолетов типа Ми-26. Также будет показан двигатель ТВ7-117СТ для самолета Ил-112В. Думаю, что будет представлен и двигатель ВК-2500, который был разработан ОДК в рамках программы импортозамещения и сегодня собирается на заводе "Климов". Есть у нас и модернизированный двигатель РД-33 для самолета МиГ-29, он тоже будет показан на форуме.

Существенное продвижение вперед произошло и по вертолетным редукторам, поэтому вертолетные редукторы — промежуточные, хвостовые и другие — также будут представлены. НПП "Аэросила" продемонстрирует новейшие воздушные винты и системы их автоматического управления, а также типоразмер вспомогательных силовых установок (ВСУ) для запуска двигателей, для самолетной системы кондиционирования и для обеспечения электроэнергией, в том числе в полете. В случае отказа основных двигателей можно запустить ВСУ, и она будет обеспечивать самолет электроэнергией. Кроме того, сегодня уже в значительной мере продвинулись работы по установке, которая вырабатывает электрическую энергию около 2000 кВт. А электрическая энергия необходима для того, чтобы удовлетворять растущие потребности на борту. Это связано как с системами, которые устанавливаются на борт (например, система обнаружения цели), так и с электрическими двигателями, в том числе с теми, в которых функции гидравлики передаются на электрическую часть. Поэтому это тоже все будет показано.

- Что будет включать в себя научная программа форума?

- Наука также будет достаточно широко представлена. ЦИАМ покажет свое видение облика двигателей до 2030 г. и далее, в том числе и двигателя сверхбольшой тяги. ВИАМ представит новейшие материалы, которые были разработаны для двигателя ПД-14, технологии их изготовления, а также материалы, которые будут разрабатываться для двигателя ПД-35. Сегодня ВИАМ в значительной мере преуспел и в аддитивных технологиях, поэтому раздел "Аддитивные технологии" тоже будет представлен. На прошлом форуме, два года назад, мы показывали образцы деталей ПД-14, выполненных с помощью 3D-печати. На МДФ-18 уже будут показаны детали, которые проходят испытания.

НИИД авиационной промышленности также представит новые направления развития по специализации каждого института. На Уральском заводе гражданской авиации с учетом самых передовых технологий завершается строительство уникального стенда по испытанию ремонтных двигателей Д-18 для самолета Ан-124 "Руслан". Я думаю, что это тоже будет показано на выставке. Завод "Электросталь", которому 17 ноября исполняется 100 лет, в течение последних 4–5 лет завершил коренную модернизацию линий по выплавке металла и по изготовлению заготовок для особо ответственных деталей двигателя. Металл сейчас плавится особо чистый. За счет вакуумных и плазменных технологий количество вредных примесей, таких как фосфор, сера и кислород, уменьшается примерно в 10 раз. Другие металлургические заводы, такие как Кулебакский металлургический завод и Ступинский металлургический комбинат, тоже покажут достижения в своей области. Конструкторские бюро, большинство из которых сегодня входят в ОДК, представят новейшие программы газодинамического и прочностного моделирования процессов, которые происходят в двигателе. И будет еще масса нового.

- Кстати, а что сейчас происходит с двигателем Д-18?

- Осваивается его ремонт на Уральском заводе гражданской авиации. И я думаю, что в 2018 г. он будет освоен. Предстоит трудная работа, поскольку двигатель действительно уникальный и сложный. Но я не сомневаюсь, что такие российские моторные заводы, как Пермский и Уфимский, в состоянии помочь УЗГА освоить этот ремонт. Другое дело — выгодно это или нет, но это уже связано с политикой, а самолеты должны летать.

- А какие темы будут освещаться на научно-техническом конгрессе, который пройдет в рамках МДФ-2018?

- Планируем, что конгресс пройдет в виде пленарного заседания, на котором мы ждем доклад заместителя министра промышленности и торговли Олега Бочарова по вопросам дальнейшего развития авиастроения и двигателестроения. Дело в том, что положение в авиационной промышленности сегодня по-прежнему трудное. Нам не удается выйти на массовое производство самолетов и двигателей, поэтому есть проблемы по себестоимости и по продажам. И эти вопросы тоже должны освещаться в рамках форума.

С докладами также выступят руководитель ОДК Александр Артюхов, управляющий директор — генеральный конструктор "ОДК-Авиадвигатель" Александр Иноземцев, гендиректор НПП "Аэросила" Сергей Сухоросов. Конечно, будут выступать руководители ЦИАМ, ВИАМ, НИИД. Кроме того, состоятся 18 тематических симпозиумов по компрессорам, турбинам, камерам сгорания, по системам автоматического управления, по материалам, прочности, технологиям, металлургии, новым методам выплавки металла, стандартизации, сертификации и т. д.

- Как, на ваш взгляд, сейчас развивается российская двигателестроительная отрасль?

- Думаю, сегодня главная задача состоит в том, чтобы существенно нарастить выпуск двигателей. Мы в советское время выпускали и продавали более 10 тыс. двигателей в год: порядка 2,5–3 тыс. двигателей производилось на заводе "Мотор Сич" на Украине и около 8 тыс. двигателей собиралось в России. Сейчас ОДК отчитывается о том, что за год делается меньше 2 тыс. двигателей. Поэтому главная задача — увеличить производство двигателей на наших заводах. А для этого нужно, чтобы выросла потребность в них. Чтобы выросла потребность, надо выпускать самолеты. Мы выпускали 300 пассажирских самолетов в год, из них 60 поставляли на экспорт. В прошлом году мы выпустили и продали 26 пассажирских самолетов, т. е. более чем на порядок меньше. Нас немного выручают двигатели для перекачки газа, энергетики, там много одинаковых деталей, они повышают серийность. Но все равно не до такой степени, чтобы все было рентабельно. А для этого нужна эффективная федеральная программа возрождения авиастроения.

- Какую роль АССАД занимает в современном двигателестроении?

- Международная ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" была создана в 1991 г., в прошлом году мы отметили 25-летие. Сегодня у нас 100 членов, и мы не форсируем их увеличение, потому что ассоциация построена по принципу обеспечения жизненного цикла двигателя — это подготовка кадров в вузах, научно-исследовательские и отраслевые институты, ОКБ, производящие и ремонтные заводы, а также фирмы, которые помогают им работать (поставляют заготовки, станки, приборы неразрушающего контроля и т. д.). Главной задачей по-прежнему остается сохранение научно-технического потенциала предприятий, содействие этому и оказание практической помощи вплоть до анализа крупных тем, которые мы собираем и потом свои предложения по ним направляем правительству, либо президенту, либо в министерства, либо в Государственную думу. Участвуем в заседаниях комиссий, подкомиссий Государственной думы при выработке законов. Являемся членами Торгово-промышленной палаты, которая направляет нам запросы по проектам этих документов; мы их смотрим, направляем свои предложения и участвуем в обсуждении. Живем на членские взносы. Поэтому когда предприятиям плохо, они плохо платят взносы, когда им хорошо — нам хорошо. Мы с самого начала заложили такой принцип, что если наша помощь будет эффективна, значит, мы будем жить лучше в экономическом плане, если неэффективна, соответственно, — хуже.

Сейчас большое значение мы придаем развитию науки. Уже в этом году у нас прошло шесть или семь научно-технических советов. Мы понимаем, что сегодня разорвана связь между образованием и производством. Нет структуры, которая это объединяла бы. Поэтому мы считаем, что должны заполнить эту нишу. И мы пытаемся ее заполнить, систематически информируем профессорско-преподавательский состав и студентов старших курсов о тех изменениях, которые сейчас происходят в отрасли. Потому что наступит время, когда Россия с 6-го места по производству авиационной техники вернется на 2-е или 3-е. И тогда нам нужны будут высококвалифицированные специалисты.

- Как думаете, что было бы, если бы АССАД так и не появилась?

- Сложно сказать, но, наверное, путь был бы гораздо труднее. Конечно, в некоторых направлениях вообще нет ассоциаций, и они как-то выживают. Но у нас собрание раз в год бывает, в конце марта; из 100 членов обычно присутствуют 90–95, причем процентов 80 из них — первые лица. Это в том числе место для общения, где можно обсудить деловые вопросы, услышать, кто и как развивается. Также мы делаем небольшой анализ развития авиастроения, у нас с авиапромом очень тесные взаимоотношения. Поэтому работаем с уверенностью в хорошем будущем российского авиастроения.

Источник: ato.ru

Возврат к списку