OFFERING COMPREHENSIVE SOLUTIONS

  • +7 (495) 602 06 11
  • задать вопрос

Отечественного производства, от компонентов до окончательной сборки

Отечественного производства, от компонентов до окончательной сборки В программе вертолета Ми-38, как в зеркале, отразилась вся наша история за последние четыре десятилетия. Перспективный вертолет, о котором временами начинали забывать, даже язык не поворачивается назвать авиадолгостроем. Просто потому, что вопреки всему, вертолет не утратил своей актуальности, оставаясь все эти годы неким отложенным достижением. Разработка многоцелевого Ми-38 ведется с 1981 года, в 1991 был впервые продемонстрирован его макет, а в 2003 году вертолет совершил свой первый полет. Учитывая все, что пришлось пережить этой машине, ее создателям и стране в целом, а также принимая во внимание технологическую открытость Ми-38, можно утверждать – вертолет нисколько не опоздал, и остается своевременным по сегодняшним меркам и на перспективу.

Рожденный в эпоху НТР

Если говорить о проектировании и постройке, то Ми-38 задумывался в период, когда в СССР была принята политика ускорения технического прогресса. Она была направлено на усовершенствование техники, которая должна была нисколько не уступать зарубежным аналогам. Именно по этим причинам в вертолетостроении был введен целый ряд новшеств. В результате Ми-38 стал первым вертолетом, который проектировался и изготавливался в соответствии с международными нормами и стандартами. Это послужило разработке в нашей стране правил по сертификации вертолетов, которые соответствовали европейским и американским стандартам. Но распад Советского Союза приостановил назревшую гармонизацию с международными нормами в рамках дальнейшего развития отечественного вертолетостроения.

Второй этап программы Ми-38 пришелся на историю новой России – период, если можно выразиться, наступления многополярного мира на фоне усиливающейся экономической войны, которую Запад ведет с новыми центрами силы. Но и сейчас технические решения, заложенные в основу вертолета, ставят его в один ряд с новинками ведущих производителей отрасли. Интересный момент, фактически на примере Ми-38 была продемонстрирована работоспособность формирующейся сегодня единой «цифровой фабрики» производства воздушных судов. Это особенно наглядно проявилось в продолжение проекта после выхода из него иностранных участников. Вертолет следующего поколения пришлось создавать своими силами.

Впечатляюще выглядят его перспективы в программе «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». Объем продаж этой машины до 2025 года оценивается в 175 единиц, до 2030-го запланирован выпуск 264 машин.

Нет худа без добра

Первоначально запуск этого вертолета проходил по трехстороннему соглашению России, Канады (она должна была поставить двигатель) и Франции (авионика). Однако западные партнеры покинули проект в середине его реализации. Но нет худа без добра: теперь есть российский двигатель ТВ7-117В – разработка компании «Климов», авионика от фирмы «Транзас», которая разработала для воздушного судна «стеклянную кабину». С задержкой, но Ми-38 в настоящее время выходит на сертификацию, и его характеристики обещают интерес со стороны целевых заказчиков. Во время испытаний он установил несколько мировых рекордов: и по скорости полета, и по статическому потолку. Этот вертолет получился, как говорят авиаторы, красивым.

Гендиректор холдинга Андрей Богинский назвал начало производства Ми-38Т «знаменательным шагом», а сам вертолет «новейшей машиной, аналогов которой не было в истории отечественного вертолетостроения». В холдинге объясняли его уникальность тем, что боевой Ми-38Т будет с авионикой «исключительно российского производства». «Вертолет Ми-38Т, сборка которого осуществляется на производственных мощностях КВЗ, отличается от базового сертифицированного вертолета Ми-38 по ряду параметров и составу оборудования. Собираемая машина будет иметь в своем составе агрегаты и комплектующие изделия исключительно российского производства», – подчеркивалось в сообщении компании. Ожидается, что Ми-38Т должен быть сдан военным в 2018 году.

Потенциальные заказчики

Казалось, при таком обилии самой разноплановой техники, как в вертолетной авиации, вывод на рынок нового среднего транспортника – дело безнадежное. Во всяком случае, наблюдатели обещают Ми-38 сложную судьбу, приводя доводы в виде малой востребованности (всего 9 процентов) отечественных гражданских вертолетов на российском рынке. Тем не менее, Министерство промышленности и торговли России выделило почти один миллиард рублей госсубсидий для сертификации гражданской версии военно-транспортной машины. Мало того, переделка военного вертолета в гражданский идет форсированными темпами – до 15 декабря 2018 года гражданский Ми-38 должен пройти летные испытания с подписанием актов для дальнейшего получения сертификата Росавиации. Чем обусловлено такое внезапное ускорение?

Как оказалось, причин для этого несколько. Во-первых, с пошлого года обозначилась тенденция роста спроса на гражданские вертолеты. К примеру, в 2017 году было продано порядка 70 машин, в то время как в 2016 году таких было всего 16. Основными покупателями являются государственные заказчики. В 2016 году на их долю пришлось 52% всех заказов.

Во-вторых, санкции. В определенном смысле, они стали прообразом некоего «волшебного стимула», заставившего технологическую вертикаль задуматься о своем существовании в системе государственного строительства. Да, как ни громко это звучит, но даже завзятые критики отечественного производителя теперь от замечаний вроде «ничего у них не получится» перешли к злорадным сравнениям российской техники с западными образцами, явно проигрывающими в категориях цена/качество.

И, в-третьих, Ми-38 принципиально важен для КВЗ. Например, в отчетности предприятия за 2012 год сообщается, что уровень конкурентоспособности вертолетов Ми-8/Ми-17, которые уже долгие годы генерируют прибыль компании, «конечно же, ограничен во времени». Будущим предприятия видятся «Ансат» и Ми-38. Эксперты отмечают, что рынок для Ми-38 будет объективно меньше, чем для более легкого бестселлера КВЗ Ми-8/17, но рыночная ниша для него есть. А, самое главное, в этой машине заложен солидный модернизационный потенциал, возможность дальнейшего роста. «Уверен, что Ми-38 по состоянию на сегодня – хороший базис, чтобы завод был загружен», – высказался глава аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Чтобы продавать, сначала нужно купить

Безусловно, характеристики Ми-38 делают его отличной платформой для создания машины для поисково-спасательных операций, а также для спецмодификаций: противолодочных, командных пунктов, постановщиков помех и так далее. Однако создание нишевых продуктов на базе нового вертолета имеет и свои недостатки: увеличение числа базовых моделей неизбежно ведет к росту затрат на обучение персонала, материально-техническое обслуживание, ремонт и так далее. Да и в условиях падения доходов бюджета сложно рассчитывать на то, что силовые ведомства смогут разместить внушительные заказы на новинку.

Вместе с тем у Ми-38 есть шансы для успешного выхода на новые рынки, что ему обеспечивает нынешний курс рубля. Современный, эффективный вертолет, имеющий неприхотливость и ремонтопригодность Ми-8, летно-технические характеристики, превосходящие показатели AW101, и цену, ниже, чем у AW139. Единственный двухдвигательный конкурент Ми-38 на современном рынке – это французский Airbus Helicopters H225 грузоподъемностью до 5500 кг. Но при этом полезный объем его «трюма» составляет всего 15 кубометров, почти в два раза меньше.

Но для того, чтобы запустить продажи, следует показать потенциальным эксплуатантам реальный опыт применения новинки в своей стране. А это значит, критически важно скорейшее заключение контрактов, пусть даже и на небольшое количество машин, с силовыми структурами (к примеру, с ФСБ), коммерческими эксплуатантами (например, с «Газпромавиа») и, конечно, с Управделами Президента России. Параллельно «Вертолетам России» совместно со структурами Внешэкономбанка важно прорабатывать механизмы финансирования экспортных сделок. Так что для Ми-38 окно возможностей все еще открыто.

Источник: helicopter.su

Возврат к списку